Второй род совершенных, совершенная чистота

10/05/2017, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о истине, C.

Второй род совершенных охватывает тех, кто находится в третьем состоянии. Придя к этому славному свету, они поступают совершенно в каждом положении, в каком находятся. Все что с ними случается по моему попустительству, они принимают с честью, как Я говорил тебе это в связи с третьим состоянием соединения. Они считают себя достойными всех гонений и презрений со стороны мира, и того, что они лишены всяческих утешений и всяческого блага. И поскольку считают себя достойными всяческих страданий, считают себя также недостойными какой-либо награды, которая воздается за страдание. Они познали в этом свете мою вековечную волю и вкусили её. Они знают, что она хочет только вашего блага и ниспосылает и допускает страдания только для того, чтобы они были освящены во Мне.

Познав мою волю, душа облекается в неё и старается с этого момента только найти способ, как она могла бы сохранить и укрепить состояние совершенства, к которому она пришла, ради хвалы и славы моего имени. Открыв око разума и свет веры, она созерцает Христа распятого, Единородного Сына моего и с любовью следует Его учению, которое является правилом и путем, как для совершенных, так и для несовершенных. Она видит, что любящий Агнец, моя Истина, дает ей учение совершенства и этот вид наполняет её любовью этого учения. Совершенство это она видит в этом сладостном слове любви, моем Единородном Сыне, который питался за столом святой жажды, ища моей славы – вековечного Отца, а также вашего спасения. В этой жажде Он с огромной ревностью поспешил на позорную крестную смерть и исполнил данный Мною – Отцом вековечным, приказ. Он не уклонялся ни от какого труда, ни от какого позора; не дал задержать себя ни вашей неблагодарности, ни вашему ослеплению, которое не хотело признавать столь огромного ниспосланного вам благодеяния, ни гонениям со стороны иудеев, ни насмешкам, ни обвинениям, ни оскорблениям и крикам людей. Он все это прошел, как истинный предводитель, как настоящий рыцарь, посланный Мною на поле битвы, чтобы вырвать вас из рук дьявола и освободить вас из самого скорбного плена, который вы только могли переносить. Он дал вам путь, учение и правило поведения, чтобы вы могли придти к вратам жизни вечной, которыми Я являюсь, и открыть их ключом Его драгоценной крови, пролитой со столь великим огнем любви и с такой ненавистью и отвращением к вашим грехам.

Не кажется ли вам, что слышите, как говорит это сладостное Слово любви, которым является Сын мой: «Вот, Я указал вам путь и отворил пред вами врата моей кровью. Не упускайте же себя в следовании за Мной, не задерживайтесь в своем себялюбии, в вашем незнании пути, в вашей гордом желании служить Мне по вашему виденью, вашим образом, а не моим. Я расстелил пред вами прямой путь своею Истиною, воплощенным Словом и утоптал его кровью Его».

Восстаньте же, давайте, и следуйте за Ним! Никто не может придти ко Мне, Отцу, только через Него. Он – путь, Он – врата, через которые нужно пройти, чтобы достичь Меня – океана мира.

Когда душа, сладостно узрев и познав этот свет, пришла к вкушению его, она спешит, как одержимая любовью, к столу святой жажды. Она уже не думает о самой себе, не ищет личных утешений, будь то духовных, будь то временных, а потеряв в этом свете и в этом познании собственную волю, не уклоняется от какого-либо страдания, откуда бы оно ни пришло. Перенося невзгоды и позор, напасти дьявола и человеческие оскорбления, она вкушает за столом святого креста пищу, которой является моя – вековечного Бога, слава, и спасение душ.

Она уже не требует никакой награды, будь то от Меня, или от творений. Освобождается от любви наемника, которой любила Меня ради собственной пользы и облекается в совершенный свет, любя Меня бескорыстно и только ради хвалы и славы моего имени. Она уже не служит Мне ради собственного удовольствия, как и ближнему ради собственной выгоды, а служит по чистой любви.

Таковые утратили самих себя. Совлекли с себя ветхого человека, то есть собственную чувственность и облеклись в человека нового, сладостного Иисуса Христа, Истину мою, и отважно следуют за Ним. Они сидят за столом святой жажды, ибо употребили свою ревность более ради того, чтобы убить свою волю, чем ради умерщвления плоти. Бесспорно, умертвили также и плоть, но это не было их главной заботой: считали это только вспомогательным средством для убиения своей собственной воли, как Я тебе уже сказал, объясняя слова: «Хочу меньше слов и больше дел». И так вы должны это делать: Усилия ваши должны стремиться главным образом к убиению воли, чтобы она не искала и не желала ничего иного, а только следовала за сладостной Истиной, Христом распятым, имея своей целью только хвалу и славу моего имени, а также спасение душ.

Делают это все те, кто освещен этим сладостным светом. Поэтому они всегда пребывают в мире, всегда в упокоении. Ничего их не возмущает, поскольку они удалили единственное, что возмущает – своеволие. Всяческие гонения, которое может принести им мир и дьявол, проходят под их стопами. Они могут пребывать в топи невзгод и искушений, не понося никакого урона, ибо они привязаны к ветви пламенной жажды (ср. Песнь 8,7; Ин 15,5). Для души так освещенной все является радостью. Она не делает себя судьей ни моих слуг, ни какого-либо разумного творения; каким бы ни было состояние, в котором их видит, каким бы ни был способ служения Мне, она радуется тем, говоря: Благодарю тебя, Отче вековечный, за то, что в доме твоем много жилищ (Ин 14,2). Она более радуется, видя, что слуги мои следуют различными путями, чем, если бы видела всех на том же самом пути, ибо разнообразие это лучше показывает величие моей благости. Она радуется всем, от всего черпает благоухание розы. Говоря «всё», Я не имею в виду только то, что благо, ни и то, в чем душа видит явный грех. Однако не выдает об этом суждения, а черпает из греха истинное и святое сочувствие для грешника и с совершенным смирением молится за него, говоря: «Сегодня это несчастье коснулось тебя, завтра встретит меня, если благодать божья меня не сохранит».

О, дражайшая дочерь, проникнись любовью этого сладостного состояния совершенства! Взгляни, как бегут те, что освещены этим славным светом! Сколь же они возвышенны! Их душа свята. Они питаются за столом святой жажды. Алчут этой пищи душ ради моей – Отца вековечного, славы. Они облачены в сладостную ризу Агнца, Единородного моего Сына, освящены Его учением и воспламенены Его любовью.

Они не теряют время на вынесение ложных суждений ни относительно моих слуг, ни слуг мира. Они не возмущаются каким-либо оскорблением нанесенным им или другим. Когда речь идет о них, радуются, что могут страдать ради имени моего; когда оскорбление касается ближнего – сочувствуют ему, без жалоб на того, кто причиняет обиду или на того, кто её испытывает. Ибо их любовь упорядочена во Мне, Боге вековечном и в ближнем, а не иная. Поскольку их любовь так упорядочена, дражайшая дочерь, они не возмущают тех, кого любят, равно как и любое иное творенье наделенное разумом. Их собственного суждения нет, они мертво; также они не позволяют себе судить волю людей, им достаточно всюду видеть мою милость.

Они хранят учение, которое ты знаешь, и которое дано было тебе вначале жизни моей Истиной, когда ты просила с огромной жаждой, совершенную чистоту и способ достичь её. Знаешь, какой ты тогда получила ответ на эту святую жажду. Ты была усыплена, когда не только в твоем духе, но и в твоем ухе прозвучал голос, который, если помнишь, вернул тебе телесное ощущение. Если ты хочешь достичь совершенной чистоты, изрекла моя Истина, и быть вольной от соблазна, если хочешь чтобы дух твой не был подвержен греху, будь всегда соединена со Мной порывом любви; ибо Я – наивысшая и вечная чистота, Я – огонь, который очищает душу. Посему, чем более приближается она ко Мне, тем более становится чистой; чем более отдаляется от Меня, тем более становится грязной. Поэтому, поскольку люди мира сего отдалены от Меня, впадают во столько беззаконий. Но душа, которая без посредника соединяется со Мной, участвует в моей чистоте.

Чтобы достичь такого соединения, такой чистоты, ты должна делать одно: никогда не судить волю людей, что бы ни делало или ни говорило какое-либо творение, будь-то против тебя, будь-то против ближнего. Ты должна знать только мою волю в них и в тебе.

Если ты видишь явный грех или ошибку, вырви шип из розы, жертвуя его пред моим обличьем в святом сочувствии. Среди нанесенных тебе обид, суди, что допускает их моя воля, чтобы испытать добродетель в тебе и в моих слугах. Суди, что тот, кто тебе её наносит, является избранным Мною инструментом и что его намерения – добры; ибо никто не может осудить тайны человеческого сердца.

То, что не кажется тебе выразительным и явным смертным грехом, ты не должна осуждать в своем духе, но ты должна приписывать это моей воле в тех, кто так поступает; и не выносить отсюда возможность судить, только свято сочувствовать, как Я уже тебе сказал. Таким образом, ты достигнешь совершенной чистоты, поскольку дух твой никогда не возмутиться ни Мною, ни ближним; ибо вы презираете ближнего, когда судите его злую волю по отношению к вам, вместо того чтобы считать её моею волей в нём. Это презрение и это возмущение отдаляют душу от Меня и являются препятствием к совершенству, а некоторых лишают благодати, в большей или меньшей степени, в зависимости от тяжести презрения и ненависти, вызванной по отношению к ближнему их осуждением.

Иначе происходит с душой, которая видит во всем мою волю. Эта воля хочет только вашего блага и во всем, что допускает, во всем, что дает, стремится только к тому, чтобы привести вас к цели, ради которой Я вас сотворил. Пребывая всегда в любви ближнего, душа также всегда пребывает в моей любви, а пребывая в моей любви, пребывает в соединении со Мной.

Поэтому, если хочешь достичь чистоты, о которой просишь, ты должна обязательно исполнять три главных правила, а именно: соединиться со Мной чувством любви, храня в памяти благодеяния, которые получила от Меня; созерцать оком разума чувство моей любви, которая любит вас непостижимо; осуждать в воле человека мою волю, а не его злобу. Я – его судья, а не вы. Таким образом, достигнешь совершенства. Это было, если вспомнишь, учение, которое дала тебе моя Истина.

Теперь, дражайшая дочерь, говорю, что те, приняли это учение, имеют в этой жизни предвкушение жизни вечной. Если ты сохранишь её в духе, не впадешь ни в силки дьявола, ни в то, о чем ты Меня спрашивала*. Однако же, чтобы утолить твою жажду, Я скажу тебе яснее, что ты не должна осуждать, вынося приговор, а свято сочувствовать.

* Об осуждении ближних.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение


No Comment

Отправить комментарий