О восхитительном учении, полученном ею от нашего Господа, которое она приняла как жизненный устав

7/24/2017, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть I, глава 9.

Теперь давайте рассмотрим учение совершенствования Екатерины, краеугольным камнем которого является Его благодать. И подобно верным душам, которые обретают жизнь и силу в Слове Божьем, сначала мы сосредоточимся на уроках, которые она получила непосредственно от своего возлюбленного Учителя. В начале своих видений Екатерина поведала своим исповедникам, что во время размышлений ей явился Господь и сказал ей: «Знай, дочь моя, чем являешься ты и чем являюсь Я. Если познаешь эти две вещи – будешь поистине блаженной: ты – та, чего нет, Я – тот, кто есть. Если эта истина глубоко проникнет в твою душу, враг не сможет тебя обмануть, и ты избежишь всех его уловок. Ты никогда не согласишься сделать что-либо против моих заповедей и без труда обретешь благодать, истину и мир». Разве в этом простом и коротком учении мы не находим «длину, широту и высоту», о которых говорит святой Павел в своем послании к Эфесянам?

В другом видении наш Господь сказал ей: «Думай обо Мне, моя дочь, и Я буду непрестанно думать о тебе». Екатерина интерпретировала эти слова как приказ очистить свое сердце от всех своих собственных мыслей и не оставить ни единой из них, кроме мысли о Нем, не беспокоясь о себе или о своем спасении. Таким образом, никакое смущение не могло войти в её сердце, поскольку всемогущий Бог, который знает все, обеспечит её всем необходимым, подобно размышлениям, в которых она обретет предельное счастье.

И когда мы развеивали какой-либо страх относительно себя или наших братьев, она часто говорила: «Что вы хотите сделать сами? Пусть Провидение действует! Среди величайших опасностей божественный взор направлен на вас, вы всегда под Его защитой». Эта добродетель надежды, которую её божественный Супруг влил в её душу, сказав, что будет думать о ней.

Я помню, как плыл с нею и многими другими людьми на корабле, к полуночи ветер утих до мертвого штиля, а капитан начал очень тревожиться. Мы заплыли в опасный канал. Если бы ветер качнул нас в сторону, нас могло бы выбросить на какие-нибудь близлежащие острова или в открытое море. Я сказал Екатерине об опасности, а она ответила мне в своей обычной манере: «Почему ты так раздражаешься и досаждаешь себе своим безумием?» Я замолчал и успокоился. Но вскоре ветер задул в обратном для капитана направлении. Я сказал об этом Екатерине. «Во имя Бога, пусть он изменит курс, - сказала она, - и плывет в направлении ветра, который посылают ему небеса!» Капитан послушался, и мы повернули назад, а она молилась, склонив голову, и мы не продвинулись далее чем на выстрел из лука, пока благоприятный ветер, который нас покинул, повеял заново. И мы прибыли в час заутрени в нужный нам порт, воспев Te Deum.

Это повествование не должно было появиться здесь ввиду хронологии событий, но я рассказываю эту историю, поскольку она послужит хорошим разъяснением моего рассказа. Каждый размышляющий должен видеть, что вторая истина следует как последствие первой, и если какая-либо душа признает, что она сама по себе ничто и существует только благодаря Богу, она будет доверять в каких-либо действиях уже не себе, а только Божьей силе. Она возложит свое упование на Господа и отдаст ему все свои мысли – согласно словам псалмопевца. Это не препятствует ей делать все от неё зависящее, поскольку эта святая уверенность исходит из любви – любви, которая созидает в душе вожделение желаемого. Это желание побуждает исполнение действий, направленных на его удовлетворение. Действия связаны с любовью, но это не мешает ей доверять Богу, отбросив всю самонадеянность, поскольку она обрела понимание того, что она приобрела из своей ничтожности и совершенства своего Создателя.

Она часто говорила со мной о состоянии души, которая любила своего Творца, и она поведала мне, что «Эта душа не ощущает более саму себя и забылась вместе со всем творением». Когда я попросил объяснить мне всё это, она сказала: «Душа, которая понимает свою ничтожность и то, что всякое благо исходит от Творца, способна совершенно отречься самой себя и погрузиться в Господа настолько, что все действия будут направлены к Нему и осуществляться в Нем. Она не склонна покинуть место, где она обрела совершенство, счастье и союз любви, который возрастает в ней ежедневно, преображает её, так сказать, в образ Божий. Таким образом, никакие другие мысли, желания, воспоминания или любовь к чему-нибудь, кроме Него не смогут её радовать. Это есть законная любовь к себе и прочим творениям, это любовь, которая не может ошибаться, поскольку душа нуждается в подчинении Божьей воле и не способна ни действовать, ни желать без участия Бога». В этом союзе души с Богом Екатерина нашла ещё одну истину, которой она непрестанно учила тех, кого ей приходилось наставлять: «Объединенная с Богом душа, - говорила она, - любит Его настолько, насколько ненавидит чувственную часть собственного бытия. Любовь к Богу, разумеется, порождает ненависть к греху, и когда душа находит зачаток и корень греха в своих чувствах, она не избежит ненависти к своим ощущениям и будет стремиться уничтожить не их, а только зло, которое в них пребывает. А достичь этого она сможет только с помощью больших и непрерывных усилий. Согласно словам святого Иоанна, корень греха всегда будет существовать: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). «О, вечная щедрость Бога!» - воскликнула Екатерина, - «что же Ты сотворил – из греха расцвела добродетель, из обиды – прощение, а из презрения любовь распустила свой цвет. О, дети мои, старайтесь обрести это святое отвращение к себе, оно даст вам смирение, терпение в скорби, сдержанность в достатке, сдержанность в поведении, тогда вы станете приятными для Бога и для человека». И она добавила: «Горе, горе душе, которая не постигнет этого святого отвращения, ибо там, где его нет – будет царить себялюбие, а себялюбие – это причина всех грехов и корень всех пороков».

То же самое учение мы находим в словах, которые апостол услышал с Небес, когда молился об избавлении от искушения: «Сила совершенствуется в слабости». И добавил: «Я прославлюсь в своей слабости, поскольку сила Христа живет во мне». Таким образом, мы можем сделать вывод, что учение Екатерины основано на твердом камне добродетели, которым является Иисус Христос.

Перевод: Ursa Minor


No Comment

Отправить комментарий