Что Святой Дух исходит от Отца и Сына

6/22/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 4.

24. Мы должны также заметить далее, что всякий акт познания сопровождается актом желания. Но из всех желательных сил любовь является первичной. Ведь не будет никакой радости при достижении того, к чему нет любви, ни печали при утрате того, к чему нет любви, то есть в том случае, когда любовь устранена. А когда устранена любовь, устраняются и прочие желательные силы, ибо все они так или иначе связаны с радостью и печалью.

Таким образом, коль скоро в Боге есть совершеннейшее знание, у него должна быть также совершенная любовь, которая происходит как выражение желательного акта, так же как и слово происходит как выражение умственного акта.

25. Но между умственным и желательным актом следует проводить различие. Поскольку умственный акт и всякий другой акт познания осуществляются посредством того или иного пребывания познаваемого в познающем, а именно, чувственно воспринимаемого в чувствах и умопостигаемого в уме. А желательный акт осуществляется через ориентацию и движение желающего к желаемым вещам. Вещи, у которых есть скрытое начало их движения, называют духом. Например, ветры называются духом, потому что начало их дуновения неявно. Также называют духом и дыхание, которое является движением трахеи, следующем от внутреннего и скрытого источника. Следовательно, коль скоро божественное может быть выражено человеческими словами, подобающе самое любовь, происходящую от Бога, называть духом.

26. Но в нас любовь происходит из двух различных источников. Иногда она происходит из телесной и материальной природы, и тогда в большинстве случаев является нечистой любовью, поскольку она замутняет чистоту нашего ума; иногда она происходит из чисто духовного источника, как тогда, когда мы любим умопостигаемые и сообразные разуму блага; и это - чистая любовь. Но в Боге не может быть места материальной любви. Поэтому мы подобающе называем Его любовь не просто Духом, но Святым Духом, так как «святость» есть выражение его «чистоты».

27. Очевидно, что мы можем любить умопостигаемой и святой любовью, только если мы актуально мыслим. Концепция ума есть слово; таким образом, любовь должна являться продуктом слова. Мы называем Слово Божие Сыном; таким образом, ясно, что Святой Дух происходит от Сына. И как акт мышления Бога, так и акт Его любви, есть Его бытие. И так же, как Бог всегда актуально мыслит, и мысля все, мыслит и Самого себя; так Он всегда актуально любит себя и все остальное, любя его собственной благостью. Таким образом, коль скоро Сын Божий, который есть Слово Божие, субсистирует в божественной природе и cо-вечен Отцу, и совершенен, и уникален, аналогично мы должны исповедовать все то же о Святом Духе.

28. Отсюда мы можем сделать вывод: так как субсистирующее в мыслящей природе мы называем "лицом", а греки называли "ипостасью", необходимо сказать, что Слово Божие, которое мы называем Сыном, является ипостасью или лицом, и то же самое следует сказать о Святом Духе. Никто не сомневается, что и Бог, из которого происходят Слово и любовь, есть субсистирующая действительность, и может также быть назван ипостасью или лицом. Таким образом, мы подобающим образом устанавливаем три лица в Боге: лицо Отца, лицо Сына и лицо Святого Духа.

29. Мы не говорим, что эти три лица или ипостаси отличны по сущности, поскольку, как уже сказано выше, как акт мышления и акт любви Бога составляют Его бытие, так и Слово и Любовь Его суть сама божественная сущность. И что бы абсолютно не утверждалось о Боге, все это есть не что иное как Его сущность: ведь Бог велик или могущественен, или благ не акцидентально, но посредством Своей сущности. Поэтому, мы не говорим, что три лица или ипостаси отличаются в божестве абсолютно, но они отличаются простыми отношениями, которые являются результатом происхождения Слова и любви.

30. Так как происхождение Слова мы называем рождением, а результатом рождения выступают отношения отцовства и сыновства, мы говорим, что лицо Сына отлично от лица Отца только отцовством и сыновством, в то время как все остальное принадлежит им в качестве общего и одинаково приличествует Им обоим. Так же, как мы называем Отца истинным Богом, всемогущим, вечным и другими подобными именами, так мы называем и Сына, и по той же самой причине так же называем Святого Духа.

31. Поэтому, так как Отец и Сын и Святой Дух не отличаются в их божественной природе, но только отношениями, подобающе будет исповедовать эти три лица не тремя богами, но одним истинным и совершенным Богом.

32. В то же время у людей три лица называются тремя людьми, а не одним человеком, потому что природа человечества, которая есть общее для них трех, присуща каждому из них по-разному, согласно материальному различию между ними, чего в Боге совершенно не может иметь места. Поэтому, так как в трех людях суть три нумерически разные человечности, объединяет их только общая человеческая сущность. Но в трех божественных лицах нет трех нумерически разных божественностей, но должна быть только одна простая божественная природа, ибо сущность слова и любви в Боге не отличается от сущности Самого Бога; и потому, из-за единой и простой божественной природы в трех лицах, мы исповедуем не трех богов, но одного Бога.

продолжение


No Comment

Отправить комментарий