Пять видов слез и происки дьявола

4/10/2017, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о слезах, XC.

Ныне узрела ты слезы, которые соответствуют каждому состоянию и их различия согласно тому, как моей Истине было угодно утолить твою жажду.

Первые – слезы тех, кто находится в состоянии смерти из-за смертного греха. Ты видела, что вообще плач их истекает из сердца. Но поскольку чувство, которое является источником слез, испорчено, может оно изливать только испорченные слезы, как и все поступки, которые от него происходят.

Вторые слезы проливают те, которые начинают познавать свое зло из-за собственного наказания, грозящего им за грехи. Это первое потрясение, достаточно обычное. Я великодушно даю его слабым, которые в своем ослеплении идут нижним путем и тонут в реке, пренебрегая учением моей Истины. Но много таких, которые познают свою злобу, не испытывая рабского страха пред наказанием, освобождаются от греха с помощью огромной ненависти к себе и благодаря этой ненависти признают себя достойными наказания. Иные с благой простотой стараются служить Мне, своему Творцу, скорбя по причине оскорбления, которое Мне нанесли. Эта огромная скорбь, которую они испытывают по причине своих грехов, лучше, чем первых подготовляет их к достижению совершенства. Однако, упражняясь в добродетели, и одни и другие могут её достичь. Но те первые должны остерегаться того, чтоб не пребывать в рабском страхе, а те вторые – в прохладности, то есть в той простоте, в которой душа остывает, если не старается из неё выйти, чтобы упражняться в добродетели.

Третьи слезы – удел тех, кто, освободившись от рабского страха, пришли к любви и надежде, вкушая мое божественное милосердие, они получают от Меня множественные дары и утешения. Чувство, которое они испытывают в сердце, находит выход в слезах истекающих из очей. Но этот плач еще не совершенен, он смешан со слезами чувственно духовными, как было сказано.

Упражняясь в добродетели какое-то время и чувствуя, что её жажда возносится и возрастает, душа соединяет и согласовывает свою волю с моей так сильно, что может желать только того, чего Я хочу в связи с её ближним. Тогда она проливает одновременно слезы любви по причине соединения, которое чувствует в себе и слезы скорби, по причине моего оскорбления и погибели ближнего. Это – четвертые слезы.

Это состояние тесно связано с пятым, которое является высшим совершенством, в котором душа действительно соединяется со Мной и чувствует, что огонь святой жажды возрастает. От этой жажды дьявол убегает и уже не имеет влияния на душу, ни посредством причиненного ей вреда, ибо любовь к ближнему сделала душу терпеливой, ни посредством духовных утешений, ибо ненависть к себе и истинное смирение наказывают ей презирать их.

Правда, что дьявол со своей стороны никогда не спит. Пусть это станет уроком для невнимательных, просыпающих время, которым могли бы столь успешно пользоваться. Но его бдительность не может навредить совершенным душам, ибо он не может вынести жар их любви и благоухание соединения, которое они совершили со Мной, океаном спокойствия. Душа не может быть обманута, пока пребывает в соединении со Мной; дьявол убегает от нее, как муха от кипящего на огне котла, боясь, как бы не обжечься. Но если бы котел был чуть теплый, муха бы не боялась и влетела бы внутрь, но часто из него убегает, находя в нем большее тепло, чем себе представляла. Подобно происходит с душой, которая еще не достигла состояния совершенства. Дьявол, думая, что она чуть теплая, проникает в нее благодаря множественным и разнообразным искушениям. Но душа, именно в этот момент познавая себя и горячо сокрушаясь за грехи, противостоит и чтобы не поддаться, заковывает себя волей в цепи ненависти к греху и любви к добродетели.

Да возрадуется всякая душа, которая чувствует эти множественные напасти, ибо это путь, который ведет к этому сладостному и славному состоянию. Я уже говорил тебе, что благодаря познанию себя и ненависти к себе и благодаря познанию моей благости вы достигаете совершенства. Душа никогда не познает лучше, нахожусь ли Я в ней, как во время этой борьбы. Каким образом? Скажу тебе это. Если находясь среди этих испытаний, она осознает, что эти напасти не гневят её, и что одновременно не от нее зависит освобождение от них, хотя она и не соглашается на них, тогда может познать, что она не существует. Ибо если бы она была чем-либо сама собой, сама бы избавилась от искушений, которые не хотела бы испытывать. Таким образом, она унижает себя благодаря истинному познанию себя и в свете пресвятой веры прибегает ко Мне, Богу вековечному, благость которого хранит её святую и благую волю и не позволяет, чтобы во время множественных сражений она уступила неприятелю, соглашаясь на преследующие её напасти.

Таким образом, вы правы, укрепляясь учением моего сладостного Слова любви, моего Единородного Сына, во время печали, невзгод и искушений со стороны людей и дьявола, ибо они придают силу добродетелям и ведут вас к большему совершенству.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий