Лакордер

6/25/2012, No Comment

Если мы захотим сравнить времена жизни и действия известнейших доминиканцев в истории, то, по моему мнению, начало XIX века во Франции как никакие иные времена напомнили бы наше время. Рождение либерализма, свободы мысли, свободы совести, прав человека в зачаточном и, следовательно, искривленном их понимании – не знакомо ли нам все это?.. Следствие чего – тотальная секуляризация. И, как, по словам Ницше, «только хаос способен родить танцующую звезду», начало XIX века породило выдающегося проповедника своего времени – отца Анри-Доминика Лакордера.

Вольтерьянец, ставший священником

Жан-Батист Анри-Доминик Лакордер (Jean-Baptiste Henri-Dominique Lacordaire) родился 12 мая 1802 года в г. Дижон в семье рано овдовевшей дочери адвоката Бургундского парламента. Несмотря на католическую атмосферу в семье, Анри еще в детстве утратил веру и стал убежденным атеистом. Молодой студент-правовик был типичнейшим представителем «золотой» французской постреволюционной молодежи: поклонник Руссо, энциклопедистов, антиклерикал, сторонник либеральных идей… Молодой интеллектуал, однако, счел необходимым ознакомиться и с ультрамонтанством Бональда, Жозефа де Местра, Ляменнэ. Трудно обозначить точные причины и повод, но Анри разочаровывается в «передовых взглядах» своего времени. В период окончания образования в Париже (1832-1834 гг.), в период профессионального подъема, после нескольких выигранных процессов весьма перспективный молодой адвокат внезапно обращается и принимает решение стать священником.

Естественно, подобное решение не было встречено положительно со стороны семьи и коллег. Как писал Лакордер, «наблюдавшие за мной в семинарии знакомые вполне могли счесть меня сумасшедшим». Отклонив предложение о вступлении в Общество Иисуса (Societas Jesu, иезуиты), в 1827 году становится капелланом в женском монастыре сестер-визитанток. Год спустя отец Лакордер становится вторым капелланом лицея Генриха IV, где воочию стал свидетелем дехристианизации молодежи в связи с тотальной секуляризацией образования.

Либеральный католицизм

С именем отца Лакордера связано развитие так называемого либерального католицизма: попытки объединения ультрамонтанства с «идеалами свободы» французской революции. В это время Лакордер сближается с отцом Фелисите де Ламеннэ, интеллектуальным лидером французской католической молодежи. В 1830 происходит Июльская революция, установившая конституционную монархию и вдохновившая интеллектуальную элиту Франции, в том числе и отца Лакордера. Вместе с де Ламеннэ отец Анри в течение года издает довольно реакционный журнал L’Avenir («Будущее») под девизом «Dieu et la Liberté!» («Бог и свобода!»), который, однако, был осужден Римом и впоследствии закрыт. Основными идеями, которые высказывались в журнале, были: свобода совести, печати, отделение церкви от государства, критика церковного бюджета с идеями о стремлении к апостольской бедности, осуждение «религии в политике и политики в религии», осуждение монополии государства на образование.

В 1831 г. над Лакордером и де Ламеннэ был устроен суд, из которого редакторы закрытого журнала вышли с триумфальной победой. Со своими идеями Лакордер даже поехал в Рим к папе Григорию XVI, который, однако, также их не принял. В свете этих событий Лакордер дистанцируется от своих единомышленников и возвращается к прежней должности капеллана сестер. В отличие от де Ламеннэ, который в результате отрекся от священнического сана, Лакордер смягчает свои взгляды, направляя их в сторону послушания Святому Престолу.

Дальнейшие годы становятся укреплением в проповеднической деятельности. Лакордер проводит серию реколлекций в Париже, направленных на катехизацию молодежи. Несмотря на острую критику со стороны некоторых священников, архиепископ Парижа призывает продолжать проповедническую деятельность. Лекции Лакордера были тонким соединением теологии, философии и поэзии, однако, не нарушая принципов традиционной гомилетики.

После смерти матери в 1836 г. он отправляется в Рим на учебу к иезуитам, где публикует «Письма от Святого Престола», являя себя ревностным сторонником примата папы и противником главенствующего во Франции галликанства (движения за усиление автономии французских епископов).

Восстановление Ordo Praedicatorum во Франции

Однако главным достижением отца Лакордера стало восстановление в 1850 г. доминиканского ордена во Франции, в который отец вступил в 1839 г. в Риме под именем Доминика. С 1841 г. в черно-белом облачении отец Анри-Доминик Лакордер проповедует в Нотр-Дам, а затем с 1843 восстанавливает несколько монастырей. Однако и тут произошла конфронтация между либеральными взглядами Лакордера и средневековыми традициями Ордена Проповедников. В частности, отец Лакордер выступал за смягчение требований ко служению часов и соблюдения общего монастырского графика в пользу усиления проповеднической и образовательной деятельности. В 1858 г. Лакордер становится главой французской провинции.

Впоследствии, в связи с многочисленными революционными событиями во Франции и всей Европе, от активного участия отец Лакордер постепенно сокращает свою общественно-политическую деятельность. Скорее всего, отец понял ошибочность радикализма в отношении попыток соединить христианство с либерализмом. Как он сам говорил, «острая борьба многих католиков против абсолютизма с переходом к другой, противоположной крайности, родила в моей душе огромную печаль».

После ухода на пенсию в 1852 г. Лакордер принимает руководство школой близ Лиона, а в 1854 – в Тарн, полностью посвятив себя работе по воспитанию молодежи. В 1860 г. был избран членом Французской академии, в которой, однако, появился лишь однажды.

Умер отец Анри-Доминик Лакордер 21 ноября 1861 г. в возрасте 60 лет. Его знаменитая эпитафия гласит: «Я хочу умереть раскаявшимся монахом и нераскаявшимся либералом».

Такой яркой и довольно противоречивой личностью стал восстановитель доминиканского ордена во Франции. Несмотря на явные искушения кажущейся красоты либеральных новшеств послереволюционной Франции, по словам самого отца, его главным желанием было «уврачевать болезни века – скептицизм и душевную смуту». Проповеди Лакордера не носили характер «метания молний», они были скорее созиданием, просьбами, внушениями, поучениями, носившими однозначный почерк своего времени.

Игорь Селищев

No Comment

Отправить комментарий